Ученый-историк Шокарев: штатское общество в РФ появилось сначала XVII века
Во время Смуты начала XVII века — первой штатской войны в истории РФ — избавление Столицы от польско-литовского оккупационного гарнизона в 1612 году, успехи в борьбе против интервентов из Речи Посполитой и Швеции с следующим выходом из долголетнего глубочайшего системного кризиса стали результатом консолидированных действий русского штатского общества. Об этом в интервью «Ленте.ру» поведал претендент исторических наук, старший научный работник лаборатории Древнерусской культуры Школы действующих гуманитарных исследовательских работ Института публичных наук РАНХиГС, творец новейшей книжки «Трагедия Столичного королевства» Сергей Шокарев.
Штатская защита и сопротивление
Как объяснил ученый-историк, после распада автократической вертикали власти во время Смуты в РФ начались процессы нижний самоорганизации обитателей страны и формирования меж ними первичных ячеек штатского общества. В критериях вакуума центральной власти стали формироваться горизонтальные связи и самостоятельные публичные структуры, способные решать задачки обороны и восстановления порядка в стране, — ополчения. «Эти ополчения были ячейками штатского общества, нарождавшегося в горниле братоубийственной войны», — добавил Шокарев.
Миша Песков «Обращение Минина к нижегородцам в 1611 году»
Из его слов, это относится к апогею хаоса — периоду противоборства Василия Шуйского и Лжедмитрия II (Тушинского вора) в 1607-1610 годах и финишному периоду Смуты. В критериях коллапса центральной власти и всеобщего смятения обитатели РФ изначально были обязаны решать самый самый важный вопрос — спасения жизни, жен, деток и имущества от нападения приверженцев самозванцев и разных разбойников.
Эта защита легла в базу объединения и сопротивления
Сергей Шокаревкандидат исторических наук
Штатское общество начала XVII века, как считает Шокарев, представляло собой совокупа земских миров (региональных объединений из дворян, негоциантов, посадских людей, духовенства, временами фермеров). Они все в процессе самоорганизации выстраивали меж собой горизонтальные связи и без оглядки на столичных админов решали вопросы не только лишь местного значения, да и общегосударственного масштаба.
Ученый привел типичный пример, наглядно подтверждающий данный тезис. В 1611 году настоятель Соловецкого монастыря Антоний докладывал шведскому королю Карлу IX, что по общему совету меж Соловками, Сумским острогом и всем Поморьем было решено делать выбор царя из «прирожденных бояр» Столичного страны, но не иностранцев. «Означает, местные миры были способны дискуссировать и решать основной вопрос Смуты — о кандидатуре грядущего царя», — резюмировал Шокарев.
Северное ополчение князя Миши Скопина-Шуйского в 1608-1609 годах, Рязанское ополчение Ляпунова в 1611 году, Нижегородское ополчение князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которое осенью 1612 года очистило столицу от польско-литовского оккупационного гарнизона в Кремле, — это обычные эталоны практики штатской солидарности, которая первый раз появилась в РФ в самый не легкий период Смутного времени.
Опыт коллективного взаимодействия
Но в процессе окончания Смуты после избрания в 1613 году на Земском соборе нового царя Миши Федоровича положение, обстановка поменялась. Формы горизонтальной публичной самоорганизации, показавшиеся в экстремальной ситуации муниципального хаоса, решили свою главную задачку — возвратили политическую устойчивость, — и стали не необходимы. Как объяснил ученый-историк, «возврат к классической самодержавной модели стал сознательным решением не только лишь правящей элиты, да и самого общества, для которого жить “по старине” было удобнее и привычнее».
Новые способности и кандидатуры, открывшиеся в Смуту, показались через чур необыкновенными и чреватыми неясными последствиями
Сергей Шокаревкандидат исторических наук
В итоге сработала мощь инерции тогдашнего российского общества, привыкшего к патернализму. Сторонники политической модернизации со своими «новинами» оказались не нужны и остались в меньшинстве.
«Штатское общество начала XVII столетия оказалось в роли несчастного мавра, который сделал личное дело и может уходить», — добавил Шокарев. Период активной деятельности публичной инициативы был очень недолговременным — всего пару лет, и люди не успели понять и привыкнуть к тому, что у их есть возможность участвовать в делах управления. Тех пор, когда в период Смуты появилась практика штатской солидарности, оказалось недостаточно для ее укоренения.
Василий Демидов «Избавление Столицы князем Пожарским и гражданином Мининым»
При всем этом опыт коллективного взаимодействия в Смуту не прошел бесплатно.
В первой половине XVII века дворяне и посадские люди поочередно отстаивали свои требования и добивались их законодательного закрепления. Шокарев напомнил, что XVII столетие не понапрасну именуют «бунташным». В отсутствие правовых устройств оборотной связи меж верховной властью и обществом в РФ XVII века мятежи оказались действующим методом социальной коммуникации.
Смутное время (Смута) — период глубочайшего системного кризиса Российского страны, начавшийся на рубеже XVI-XVII веков и охвативший первую четверть XVII века. Одни историки считают окончанием Смуты избрание на королевство Миши Романова в 1613 году, другие — заключение в 1618 году Деулинского перемирия меж Россией и Речью Посполитой.
Смута протекала в форме штатской войны, отягощенной бессчетными вариантами самозванчества, открытым вторжением Речи Посполитой (с озари 1609 года), шведской интервенцией (с лета 1610 года) и стихийными бедствиями. Общественно-экономические и политические последствия Смутного времени, в том числе в сфере интернациональных отношений, оказались для Российского страны чрезвычайно томными и были почти во всем преодолены только в 1630-1640 годах.