Согласно новому исследованию, изображение на Туринской плащанице, которая долгие годы считалась погребальным саваном Иисуса, не могло быть создано на теле человека. Скорее всего, изображение является отпечатком с низкорельефной скульптуры, утверждает эксперт по графике, пишет Live science.
В исследовании, опубликованном в журнале Archaeometry, бразильский 3D-дизайнер Сисеро Мораес, специализирующийся на исторических реконструкциях лиц, использовал программное обеспечение для моделирования. Он сравнил, как ткань драпируется на теле человека и как — на низкорельефной скульптуре.
«Изображение на Туринской плащанице больше соответствует отпечатку с низкорельефной матрицы. Такая матрица могла быть сделана из дерева, камня или металла и пигментирована (или даже нагрета) только в местах контакта, создавая наблюдаемую картину», — говорит Мораес.
Плащаница известна с XIV века, и споры о ее подлинности начались незамедлительно. Радиоуглеродное датирование, проведенный в 1989 году, отнесло создание плащаницы к 1260-1390 годам, что укрепило представление о ней как о средневековом артефакте.
В этот период в европейской истории широко использовались низкорельефные изображения религиозных фигур — например, резные надгробия.
© Cicero Moraes
Мораес создал и проанализировал две цифровые модели. Первая представляла трехмерное тело человека, вторая — низкорельефное изображение тела человека. Затем Мораес виртуально «накрыл» тканью две модели тела. Сравнивая получившийся виртуальный отпечаток на ткани с фотографиями плащаницы, он обнаружил, что ткань с низкорельефной модели почти точно соответствовала наблюдаемому.
Воссоздан облик Христа
В симуляции изображение на ткани деформируется трехмерным телом, становясь увеличенным и искаженным изображение. Это искажение иногда называют «эффектом маски Агамемнона» — в честь неестественно широкой золотой маски из захоронения в Микенах.
Мораес продемонстрировал действие эффекта маски Агамемнона в видео: он раскрасил свое лицо и приложил к нему бумажное полотенце. Полученное изображение оказалось гораздо шире, чем фронтальный вид его лица, из-за искажения при наложении 3D-объекта на 2D-ткань.
Однако низкорельефная скульптура не вызовет искажение изображения и будет выглядеть скорее как фотокопия — как на Туринской плащанице. Мораес склоняется к объяснению, что она была создана в контексте рельефной скульптуры, делая ее «шедевром христианского искусства».
Мораес указывает, что его метод доступен и воспроизводим, подчеркивая возможность использования цифровых технологий для раскрытия исторических тайн, объединяя науку, искусство и технологии.