Почему компьютерные игры все больше захватывают москвичей

Почему компьютерные игры все больше захватывают москвичей

Пока одни родители бьют тревогу, что игровые персонажи становятся лучшими друзьями подростков, другие вместе с детьми залипают к экранам. Что же происходит с ними в жизни и виртуальной реальности? Почему столичные власти поддерживают создателей фантастических персонажей?

Компьютерный гений

Приключения, стратегии, головоломки, экшен, близкие к реальности симуляторы, позволяющие почувствовать себя в роли продавца и миллионера, — самые популярные игры. За ним москвичи в возрасте от 20 до 30 лет проводят до 10 часов в неделю, а подростки от 12 лет — свыше 20 часов. Люди постарше, среди которых и родители юных игроков, тратят на игры в неделю около пяти часов.

"В этих цифрах нет ничего страшного, компьютерные игры — не пустая трата времени, а новый вид искусства, как театр, кино или балет. Никто же не ругает родителей за то, что они смотрят турецкие сериалы, прекращая контакты с миром? Вот и игры давно перестали быть просто развлечением, у них есть жанры, как у литературы. Игрок проживает те же эмоции со своими героями, как если бы он читал книгу, с ними можно и посмеяться и поплакать", — уверен Егор Томский, разработчик и руководитель WATT Studio, куратор проектов и преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

На очередном тест-драйве для игроманов, который проводит для разработчиков Агентство креативных индустрий Москвы в рамках проекта "Фабрика видеоигр" на Большой Никитской, Егор включил на компьютере свое детище — игру "Царевна".

"Это первая в мире компьютерная игра по мотивам произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", — рассказывает он желающим поиграть, из которых к компьютерам выстроились очереди. 16-летняя Диана Емельянова успела раньше всех и захватила мышку. На экране появляется царевна, которой предстоит сразиться с ведьмами и упырями. "Что-то я не помню такого у Пушкина, — говорит Диана. — Вау, а царевна танцует, это что, балет?"

Почему компьютерные игры все больше захватывают москвичей

"Да, у царевны уникальный боевой стиль, в его основе балет. Каждое движение нам подсказала прима-балерина Большого театра Алена Ковалева. Пируэты и фуэте в битве с чудищем превращают игру в спектакль", — говорит Егор. А для самых дотошных уточняет связь с Пушкиным: "Царевна-Лебедь скрывается от ордена Коршуна на острове Буян, но зло настигает ее. Вместе с Гвидоном она сражается, раскрывая свои силы воина и мага, а он — справедливого правителя". На прохождение одного уровня у Дианы ушло полчаса. Поиграть в полную 16-часовую версию этой игры и пройти все уровни можно будет в конце 2026 года. Егор уверен, что она заинтересует не меньше миллиона игроков. "Мало кто имеет возможность посмотреть на приму-балерину Большого театра, билет в партер стоит 15-20 тысяч рублей, а поиграть за Алену Ковалеву можно будет всего за 1000 рублей", — добавил он.

К слову, свою первую игру — Plushes, его студия уже выпустила, и она захватила умы подростков и их родителей. Суть ее — поймать или обезвредить плюшевых монстров, которые мешают мирной жизни Москвы. Плюши создают пробки, ломают дома, крушат магазины, словом, хулиганят.

"Важно, что в этой игре есть элемент обучения, она рассказывает про город и его достопримечательности — Чистые пруды, ВДНХ, парк Горького", — отметил разработчик.

Богатыри, Горыныч и Гоголь

Проект "Фабрика видеоигр" не только проводит тест-драйвы с "сырыми" играми, но и помогает продвигать на российских и зарубежных платформах те, что уже готовы. За три предыдущих сезона участники разработали 60 игр в самых разных жанрах. Лучшие проекты получили финансирование на сумму свыше 150 миллионов рублей.

Почему компьютерные игры все больше захватывают москвичей

Выпускниками проекта совсем недавно стали семь игр, которые пользователи по всему миру установили в свои гаджеты почти 25 тысяч раз. Одна из них — тактика по мотивам славянских сказок с поэтичным названием "Песнь Копья". Ее сюжет переносит игроков в княжество, наводненное упырями, Змеем Горынычем и другой нечистью. Игрок возглавляет отряд богатырей в походах, используя тактику, магию и силу героев, чтобы очистить землю от тьмы.

"На ее разработку ушло четыре года, но нас и немного — программист, художник и саунд-дизайнер-композитор, — рассказывает "РГ" Петр Костенко, разработчик и глава студии Divovision Games. — Город помог игре сделать рекламу и найти партнеров".

Сейчас эту игру за 550 рублей уже купили в соцсети VK Play более пяти тысяч человек.

Разработчики, которые тоже хотят показать миру свою игру, могут подать заявку на четвертый сезон "Фабрики видеоигр". Впервые к участию приглашаются команды не только из Москвы, но и со всей России.

"Прием заявок продлится до 18 июля. Участниками могут стать как опытные студии, так и начинающие команды: программисты, художники, дизайнеры и сценаристы", — отметила Гюльнара Агамова, руководитель Агентства креативных индустрий Москвы.

Прямая речь

Екатерина Игонина,

психолог Московской службы психологической помощи населению департамента труда и соцзащиты населения Москвы:

— Детям дошкольного возраста не рекомендуется играть как на компьютере, так и на телефоне — чрезмерная вовлеченность в происходящее на экране негативно влияет на коммуникативные и когнитивные навыки, неокрепшие мышцы глаз, сон. Кроме того, при увлечении компьютерными играми быстро формируется психологическая зависимость. Школьникам в возрасте от 7 до 9 лет рекомендуется проводить за компьютером ежедневно не более 20-45 минут, включая занятия и развлечения. Подросткам — не более двух часов в день.

Компьютерные игры развивают реакцию, вырабатывают решительность, осознанность, внимательность и сосредоточенность, формируют фактическое и логическое мышление, улучшают гибкость ума, так как игроку приходится решать несколько задач одновременно, стимулируют интерес к сфере информационных технологий.

Пристрастие к "виртуальному миру", причины которого зачастую кроются в социально-психологическом и эмоциональном неблагополучии подростка. Очень многое зависит от характера предпочитаемых игр: если в них преобладает жестокость, агрессия и пропагандируется философия уничтожения ради своего преимущества, такое "увлечение" может привести к разного рода психическим отклонениям.