Skip to content

Умный дом

Для тех, кто желает жить в комфорте

  • Обзоры
  • Ремонт
  • Строительство
  • Технологии
  • Экосистема
  • Новости
  • Toggle search form
Istorija unix ot pechatnyh terminalov do cifrovoj emuljacii 0730a55.jpg

История Unix: от печатных терминалов до цифровой эмуляции

Posted on 27.04.2025 By Олег

До появления современных рабочих столов Linux люди взаимодействовали с компьютерами при помощи терминалов — сегодня они считаются архаичным пережитком прошлого. Но как именно ПК прошли путь от печатных терминалов до современных дисплеев? Портал howtogeek.com отследил эволюцию Unix.

Те, кому повезло иметь доступ к компьютеру в 1960-х и начале 1970-х, чаще пользовались не старыми машинами с перфокартами, а т.н. печатными терминалами — или телетайпами.

Подобные терминалы широко применялись для телеграфии и новостной корреспонденции — например, в Associated Press. Как можно догадаться по названию, печатные терминалы выводили информацию на бумаге. И для этого требовалось очень много бумаги. Телетайпы также были медленными и громкими. Отчасти из-за этого дизайн Unix отдает предпочтение более коротким командам.

На разработку Unix также повлияло то, как именно печатные терминалы выводили данные. У телетайпов не было экрана, поэтому если пользователю вдруг нужно было отредактировать файл, то делать это приходилось построчно — отсюда и появился термин «построчный редактор». Для того, чтобы поменять файл, человек сначала распечатывал нужные ему строки, а потом вписывал новые, чтобы заменить их.

К середине 1970-х технологический прогресс сделал терминалы с CRT-экранами более доступными; они начали заменять старые печатные терминалы в университетах и различных компаниях. Подобные машины были не такими дорогостоящими в обслуживании, потому что им не нужна бумага — видеотерминалы показывают информацию на экране. Хотя телетайпы по-прежнему оставались в ходу в качестве администраторских консолей: гигантские рулоны бумаги выполняли роль лога активности на случай, если электронные системы вдруг терпели неполадки.

Помимо этого, видеотерминалы проложили дорогу для новых типов приложений. Одним из них стал экранный редактор, который не ограничивал пользователей изменением файла построчно: он либо показывал код целиком, либо крупными фрагментами. Работать в такой среде гораздо проще, чем в старых построчных редакторах. А разработчиком одного из экранных редакторов (vi) был Билл Джой — выпускник факультета информатики Беркли. Его проект позже стал ключевым элементом Berkeley Software Distribution, или BSD — ныне де-факто стандартного редактора Unix.

По мере смены поколений компьютеров и отказа от печатных терминалов в пользу видеотерминалов на рынке появилось множество различных устройств. А это, в свою очередь, привело к проблемам с совместимостью. Для того, чтобы найти решение, Билл Джой создал termcap: базу данных терминалов и их технологических возможностей. Она содержала информацию, например, о максимальном количестве колонок текста, которое поддерживал тот или иной экран, можно ли перемещать курсор программами и т.д.

Как и многие другие революционные новшества, важнейший компонент современных Unix и Linux-систем появился благодаря игре. А точнее, благодаря Rogue — данжен-кролеру, где игроки перемещались по процедурно сгенерированному подземелью в поисках магического артефакта. Игра пользовалась популярностью на BSD в 1980-х и фактически совершила прорыв, потому что пользователь перемещался прямо по экрану — никаких текстовых описаний. Rogue отображала подземелье, персонажа игрока и монстра с помощью ASCII символов.

Проект также извлекал максимум из возможностей терминалов того времени. Кен Арнольд, один из создателей игры, создал библиотеку curses для простоты создания т.н. текстовых пользовательских интерфейсов — или TUI. Причем библиотека сохранилась и до сегодняшних дней в форме открытой базы ncurses.

Но постепенно технологии совершили еще один шаг вперед, и взаимодействие человека с компьютером вновь видоизменилось. Терминалы проиграли гонку ПК — настольным машинам, которые предлагали мощность миникомпьютера и впечатляющие графические возможности. На ПК и рабочих станциях многие начали пользоваться эмуляторами терминалов: они могли выполнять тот же код, что и реальные машины, но не были ограничены одним окном.

Новости

Навигация по записям

Previous Post: ИИ-браузер Perplexity составит конкуренцию Google и определит будущее ассистентов
Next Post: Зачем кошкам подушечки на лапах?

More Related Articles

Uchenye nashli kljuch k proishozhdeniju chelovecheskoj rechi 8e2245d.jpg Ученые нашли ключ к происхождению человеческой речи Новости
Ноутбук it Торговля игровыми аккаунтами: Почему покупка готовых персонажей становится всё более популярной? Новости
Eks glava playstation podtverdil vyhod ps6 v 2028 99125b0.webp Экс-глава PlayStation подтвердил выход PS6 в 2028 Новости
V ssha usomnilis v sposobnosti starship dostavit ljudej na lunu k 2030 godu 3020159.jpg В США усомнились в способности Starship доставить людей на Луну к 2030 году Новости
Novaja ujazvimost v kompjuterah apple pozvoljala shpionit za polzovateljami 6111f69.jpg Новая уязвимость в компьютерах Apple позволяла шпионить за пользователями Новости
Drony pomogli rossijskim arheologam najti 65 drevnih zahoronenij muromy 8e8b8b4.png Дроны помогли российским археологам найти 65 древних захоронений муромы Новости

Свежие записи

  • Метеорит, упавший в дом в США, оказался старше Земли
  • В Европе протестировали робота для будущих марсианских экспедиций
  • В РФ стали чаще арендовать консоли PlayStation и Xbox
  • LG обновила популярную серию OLED-мониторов UltraGear
  • Mafia: The Old Country детально сравнили с прошлыми частями «Мафии»
  • Обзоры
  • Ремонт
  • Строительство
  • Технологии
  • Экосистема
  • Новости

Copyright © 2025 Умный дом. Все права защищены. Копирование контента без обратной ссылки на блог запрещено!

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения взаимодействия с пользователем. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.